Подробнее: Протоиерей Анатолий Варнавский: Александр Невский и сегодня молится за нас
В 2021 году мы будем праздновать 800-летие со дня рождения одного из самых почитаемых святых России – Александра Невского, великого князя, воина, дипломата, инока. Подумать только - 800 лет! Сменилось сорок поколений… На нашей земле исчезали и создавались государства, раз за разом отметались страшные нашествия, а Святой Благоверный князь Александр Невский восемь веков был и остается небесным заступником нашего Отечества и хранит его перед престолом Господа нашего. И живет в жизни вечной, поскольку святые не умирают. В этом уверен протоиерей Анатолий Варнавский – настоятель Александро-Невского храма - Патриаршего подворья при Мосгордуме.


О. Анатолий Варнавский
- Благоговейная память о святом князе сохранялась всегда. Даже в советские времена, во времена богоборчества, был учрежден орден его имени, который вручали только за самые великие воинские заслуги. И …. учредила этот орден советская власть в самые страшные для нашей страны годы – в годы Великой Отечественной войны, когда Россия была на краю гибели, когда коммунистическое руководство «вспомнило» об историческом прошлом, когда Верховный Главнокомандующий обратился к гражданам СССР с христианским призывом – «братья и сестры»!


- Орден Александра Невского – единственная награда, «пережившая» все эпохи нашей страны. В чем же сила святого, в честь которого уже восемь столетий в храмах России…?


О. Анатолий Варнавский
- Достаточно вспомнить историю, время, в котором Александр Невский жил – XIII век, начало татаро-монгольского ига, разоренная страна, у которой не было сил на противостояние со всеми внешними врагами. Это сейчас для того, чтобы заниматься внешними делами страны, нужно хотя бы МГИМо закончить, поработать на третьих ролях в посольстве… А тут совсем молодой человек, в нашем представлении - еще подросток, вынужден был взвалить на себя ответственность за судьбу страны, понимая, что и его жизнь, жизнь его семьи и всех, врученных ему в попечение людей, постоянно в опасности.
Еще юношей Александр Невский принимал решения, значимость которых и сегодня не умалилась. Можно сказать, что он предвидел многое. Именно благодаря его потомкам, по его заветам, разорванная на части страна вновь была собрана вокруг Москвы. Надо было стиснуть зубы, что бы ни случилось, копить силы, сплотить народ под защитой православной церкви. Надо было жестко противостоять Западу, не прельщаться, как бы много оттуда не обещали. Надо было находить дипломатические решения, пусть даже самые тяжелые, в отношениях с Востоком. Веру нашу ордынцы не трогали, потому и была возможность собрать страну. Александр Ярославич понимал, что в одиночку ни одно из княжеств Орде противостоять не сможет.
И своей жизнью, каждым ее днем, он подавал великий пример – как лично самому государственному деятелю вести скромную жизнь, не жалеть сил своих и самой жизни в трудах на благо Отечества, почитать Господа. Вот такое сочетание качеств и давало ему право принимать столь масштабные решения, брать на себя ответственность даже за отдаленное будущее страны и народа.
Цена ошибки тогда была не просто велика – соединись Александр Невский с католичеством, как ему не раз предлагали, поддержи восстания против Орды – и не стало бы Руси. Сил Орды тогда хватило бы просто уничтожить население, примеры тому, как они поступали в Средней Азии, историкам известны. А западные рубежи будущей России достались бы военным католическим орденам. Исчезла бы наша вера, исчез язык. Но Александр Невский принял правильное решение, которое для него, конечно, было крайне тяжелым – достаточно вспомнить, что он был вынужден пойти против родного брата Андрея, поднявшего восстание против Орды.
А жития Александру Невскому всего было сорок два года… То есть в нашем представлении он и умер совсем молодым человеком, подняв великую ношу. Конечно, ему во всем помогала вера.


- В 2008 году был проведен опрос «Имя России», в котором участвовала вся страна. И люди признали, что самой знаковой фигурой в истории нашего государства они считают Великого князя Александра Невского. То есть его заслуги в сохранении Отечества, как великого государственного деятеля, признаны всеми. Но вот почему он признан святым?


О. Анатолий Варнавский
- Когда человек прославляется в лике святых, есть ряд условий для канонизации. Основное условие – это чудеса которые он сотворил после земной жизни по молитве к нему.
По дороге из Орды в 1263 году Александр Невский заболел. Была такая страшная «традиция» тогда на Руси – отправляясь в Орду, князья составляли завещание, потому что вернуться живыми удавалось не всем. Могли убить, даже при хороших отношениях с правящим ханом, могли отравить его противники. Так умер отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович. Так что Александр Ярославич знал, на что идет, но ездил в Орду четыре раза. Проявлял смирение, вез богатые дары, добивался мира на восточных границах Руси. И понимал, что в любой момент может расстаться с жизнью.
Когда смерть была близка, князь принял постриг под именем Алексия и умер иноком. А потом, уже в жизни вечной, совершил многие чудеса – поддержку воинства в битвах за Отечество, исцеления больных. Почитание его, как святого, началось во Владимире, где он был похоронен, еще задолго до канонизации.
Много свидетельств тому, что в 1380 году, в Куликовской битве, Александр Невский помог одержать победу над Мамаем своему праправнуку – князю Дмитрию Ивановичу, получившему потом славное имя Донского. В том же году были обретены мощи Александра Невского, к которым в Рождественский монастырь во Владимире шло множество паломников, многие из которых получали исцеление.
Так что с Александром Невским связано много чудес, и в 1547 году православная церковь канонизировала Александра Невского в лике благоверных князей.
В 1551 году перед походом, увенчавшимся взятием Казани, в Рождественском монастыре молился Александру Невскому царь Иван IV. Тоже прямой потомок святого князя. Многие ленинградцы, пережившие блокаду, верили в то, что городу, в который Петр I в 1724 году перенес мощи Александра Невского, помог выстоять этот небесный покровитель.
Иными словами, земная жизнь Александра Невского закончилась, но свое служение Отечеству он продолжает.


- То есть верующий человек умершего восемь веков назад святого и сегодня воспринимает, как живого?


О. Анатолий Варнавский
- Если смотреть «светски» на историю, то, конечно, человек что-то на земле сделал, основание заложил, а вот дальше он ушел, и все. Его потомки и последователи продолжают дело, а сам он уже к этому непричастен. То есть земной путь его прошел, и он уже ничего не создает. Все, что он при жизни сделал, это осталось историей. Вот как у конструктора – он создавал ракеты, развивал науку, но вот умер, и больше уже ничего не создает, все развивается без него. Для человека, далекого от веры, не понимающего, как все устроено с точки зрения верующего человека, это именно так.
А вот для верующих все иначе – мы прекрасно понимаем, что человек, переходя в вечность, не умирает. Не становится пассивным. Душа вечна.. Он продолжает активно участвовать в том деле, которым он занимался, печься о той земле, на которой он жил, и в молитвах предстоять за свой народ. И мы понимаем, что Александр Невский и сейчас живой, просто в другом качестве. Как защитник, как покровитель, как заступник. Он печется о нас, и в молитвах своих молится о том, что он любил. Он же любил нашу землю. Вот и сейчас он тоже ее любит.
Это всегда понимали наши правители на протяжении всей истории. Тот же Петр Великий, тот же Дмитрий Донской. Все понимали, что заступничество Александра Невского за нашу страну реальное. Забота о нашей стране и ее народе – постоянное жизненное действие святого князя. Он молится, чтобы у нас все как-то обустраивалось. То, что ему не все равно здесь происходящее, можно с уверенностью сказать.


- То есть можно сказать, что Александр Невский продолжает свое служение России. И это будет вечно.


О. Анатолий Варнавский
- Мы понимаем, что вклад в любое дело может быть не только материальным. Он может быть духовным. В виде молитвы. И молиться Александру Невскому никто запретить не может. И он молится за нас. Он предстоит за нас перед престолом Божиим. Для нас оно так. И это проявляется постоянно. Ну вот, например, когда наш храм в середине XIX века освящали во имя Александра Невского, великого государственного деятеля, никто не думал, что спустя полтора века здесь будет работать Московская городская Дума, один из важнейших государственных органов столицы России. Может быть, это промысел Божий. Ведь святой благоверный князь – покровитель нашего государства.


Да, ведь и Москве-то исторический шанс стать новым центром объединения русских земель дал младший сын Александра Невского, князь Даниил Московский, причисленный потом к лику святых. Могло ведь и иначе пойти. Так что к восьмисотлетнему юбилею Александра Невского Москве нужно готовиться с особым благоговением.
Все верно. Москва помнит о юбилее великого святого, заложившего основы новой российской государственности. И совсем небольшой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского на территории Мосгордумы, открытый после долгого забвения всего три года назад, сегодня еще благоустраивается силами общины и благодетелей. Воссоздается иконостас, готовится роспись храма, идут молебны. Александр Невский продолжает свое служение России.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, "крестоносцами", носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. - "Без Божия повеления не было бы княжения его". Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. "Король римской веры из Полуночной страны", Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: "Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю твою землю".

Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

"И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи".

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем". Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 - 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи . Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547 - 1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560 - 1563) и др.